История стиля Вин Чун

 

Вин чун был создан Шаолиньским монахом Чжишанем в горах Цзюляньшань. В китайском ушу стиль Вин Чун всегда занимал особое место, выделяясь сравнительно небольшим количеством технических действий, но в то же время своей исключительной направленностью на поединок, позволяющей эффективно противостоять практически любому противнику.

 

Цзюляньшанский монастырь Шаолинь был основан во времена династии Мин. Он представлял собой один из десятков монастырей, создавшихся в провинции Хэнань. Во времена господства династии Цин и правления императора Юн Чжэна монастырь достиг эпохи процветания. Каждый монах отличался особым мастерством в боевом искусстве.

 

Многие из этих мастеров были за восстановление династии Мин вместо правящей династии Цин. Цянь Лун (шестой китайский император династии Цин, правивший Китаем в период 1736—1795) в конце своего правления приказал своим войскам уничтожить монастырь Шаолинь, находившийся на горе Цзюляньшань. В неравной схватке с императорскими войсками и последующем пожаре погибла большая часть монахов и их учеников, обладавших высокой степенью мастерства в боевом искусстве. Однако некоторым из них удалось спастись. Среди них были монах Чжишань и его ученики Хуанкунь и Хунсигуань. Согласно легенде, во время нападения на монастырь и пожара они втроем были в путешествии по провинциям Гуандун и Гуанси. И после того как узнали о случившемся, приняли решение покинуть друг друга, и в дальнейшем тайно жили в разных уголках провинции Гуандун. Они пропагандировали стили Шаолиньского ушу, и в то же время искали пропавших учеников. Монах Чжишань в возрасте 70-ти лет изменил имя на Вэн Жэньчан, что означает «доброта и долголетие». Он тайно жил в семье своего ученика. Жители с уважением называли его «дядей Доброта». Каждое утро он тренировался, а также занимался каллиграфией, в дальнейшем разработав ряд иероглифических стилей письма. После долголетних углублённых изучений различных методов шаолиньского кулачного боя он создал особенный стиль ушу и с его помощью одержал победу над несколькими мастерами боевых искусств, среди которых была и Су Саньмэй.

 

Су Саньмэй, родилась в Хуэйчжоу, и с детства росла в актёрской труппе. Она обладала выдающимся актерским талантом и глубокими познаниями в ушу. Однажды, по поручению старших, она пришла в Дуньгуань, чтобы найти здешнего «дядю Доброта». В процессе общения Чжишань заметил, что у Су Саньмэй большой талант к боевым искусствам, и, чтобы проверить свой новосозданный стиль, он продемонстрировал его технику в спарринге с Су Саньмэй. Проигрыш Су Саньмэй вызвал у нее большое уважение к Чжишаню. Через несколько лет Чжишань передал все свои знания Су Саньмэй и не взял с нее никакого вознаграждения. После того, как Чжишань узнал о том, что одно из зданий монастыря Шаолинь, носившее название Юн Чунь Дянь, по большей части уцелело после пожара, в отличие от других зданий, он решил назвать свой особый стиль боевых искусств «Юнчуньцюань» (что значит «Вечная весна»), чтобы чтить память о Юн Чунь Дянь и своем родном Шаолине.

 

Проведя исследование и развив стиль, Су Саньмэй взяла всё самое лучшее из шаолиньских методов кулачного боя Чжишаня, в поединках проверяя их реальный боевой эффект и отбрасывая все малоэффективные, на ее взгляд, техники. Так она обогатила и развила юнчуньцюань, усилив его оздоравливающий эффект и боевые возможности. Она часто выигрывала бои с местными хулиганами и бандитами, поэтому её имя известно во многих местах как «Юнчунь Саньнян». Её муж, Янь Фуцю, был одним из ведущих специалистов стиля «Белый Журавль». Все ученики Юнчун Саньнян — Цзэй Саньдо, Лян Саньцай, Хуан Гунфу, Лу Цзинь были актёрами труппы «Красная джонка» и революционерами, противниками династи Цин. Во время царствования императора Дао Гуан школа Юнчун считалась правительством Цин частью школы Шаолиня, и ученики Юнчун были в арестантском списке. Поэтому название изменилось с «Вечная весна» на «Восхваление весны», чтобы обмануть правительство Цин. Тогда Лу Цзинь или Дахуамянь Цзинь (Цзинь — значит «Большое раскрашенное лицо») считался преемником Юнчун. Впоследствии он обучил стилю Хуан Хуабао и Лян Эрди. В середине 19 века Хуан Хубао и Лян Эрди покинули труппу, переехав в Фошань и передали свои знания Лян Цзаню, которого уважительно называли «Господин Лян Цзань из Фошаня». В городе Фошань, в Ассоциации искусств при временном правительстве, они начали заниматься обучением актерскому мастерству и преподаванию Шаолинь Юнчунцюань, подчеркивая названием связь с монастырем Шаолинь и не скрывая имени «Юнчунцюань» (Вечная весна). Позже, когда запрет был снят, Лян Цзань на улице Куай Цзы («палочки для еды») в Фошане открыл аптеку, в которой днем лечил, а вечером преподавал боевые искусства. В Фошане в те времена он был очень известен, поэтому к нему часто приходили мастера других школ помериться силой. Искусству Юнчунцюань он обучил своих сыновей Лян Би, Лян Чуня и учеников Чэн Хуашуня (другое имя «Меняла Хуа»), Хэ Гуя («Гуй Свиное мясо»), Лю Ци («Хулиган Ци»), Ли Хуа («Хуа Деревянный человек») и других.

 

Рядом с аптекой Лян Цзаня находилась лавка для размена денег. Ее хозяином был Чэн Хуашунь, известный по прозвищу «Хуа Денежный меняла». Чэн стал учеником Лян Цзаня и благодаря своим незаурядным физическим данным прославился как очень грозный боец. Он был высокого роста и обладал большой физической силой. Сначала обучением Чен Хуашуня занимался один из учеников Лян Цзяня — Ли Хуа. Год спустя Ли Хуа умер. Лян Цзань начал сам преподавать Чэн Хуашуню Юнчунцюань, исходя из анатомических и физиологических особенностей своего ученика (рост, вес и т.д.). Чэн Хуашунь изучил все техники рукопашного боя стиля Юнчунцюань: «Маленькая идея» (сяолентоу); «Искать мост» (синьцяо); «Метить пальцами» (бяочжи); «Кулак укрощения тигра» (фухуцюань); «Кулак цветка» (хуацюань) два комплекса; «Ладонь Будды» (фочжан); «Красная убийственная рука» (хуншашоу); «Кулак зеркального отражения» (саньнянцюань); «Столбовой кулак» (чжуанцюань), отрабатывая методы работы на деревянном манекене; «Пять громов» (улэйцюань). Кроме этого, он практиковал техники Юнчунцюань с различными видами холодного оружия, среди которых шесть комплексов с коротким и длинным шестом: первый — «Шесть точек» (людяньпэйгунь); второй – «Посох» (юйнюйцимэйгунь); третий – «Шисаньтайбаогунь» ; четвёртый – «Шибацзяньгунь»;пятый – «Три точки хвоста тигра» (саньдяньхувэйгунь);шестой – «Шесть с половиной точек шеста» (людяньбаньгунь); пятый сочетается с шестым – «Шесть с половиной точек хвоста тигра»; «Парный зажим Дао» короткие парные мечи (шуанцяньдао), другое название «Зайти в лес с Дао» (жулиньдао); «Одиночное Дао» (даньдао), другое название «Выйти из леса с Дао» (чулиньдао). Позже освоив все это, Чэнь Хуашунь стал главным учеником Лян Цзаня, и, уехав в родную деревню, открыл там школу, где начал преподавать Юнчунцюань. Он передал свои знания сыну Чэн Жумяню и снохе Ли Мяосянь. У него было только девять учеников:Лэй Жуцзи, Чень Сихоу, У Чжунсу, У Сяолу, Ли Хоупэй, Хэ Цзянь, Чэнь Кунда, Хэ Ханьлюй и Е Вэнь. Среди всех учеников Е Вэнь был самый младший. Он жил и воспитывался в богатой семье, занимавшейся торговлей. В возрасте тринадцати лет мальчик стал заниматься Юнчуньцюань у мастера Чэн Хуашуня. Поскольку в этот период мастер Чэн был уже в преклонном возрасте и страдал от гипертонии, то спустя год после прихода в школу Е Вэня он прекратил преподавание, и обучением Е Вэня и других учеников занялся его сын Чэн Жумянь. Прозанимавшись два года, Е Вэнь переехал в Гонконг для продолжения образования. За свою жизнь Е Вэнь воспитал большое количество учеников, наиболее известным из которых является Брюс Ли (Ли Сяолун), который продолжил дело своего учителя и способствовал распространению Юнчунцюань по всему миру.

 

Чэн Хуашунь передал все свои знания сыну Чэн Жумяню, который через некоторое время в Фошане открыл ассоциацию «китайского кунг-фу Юнчун». Его братья по школе Лэй Жуцзи, Чень Сихоу, Е Вэнь и другие подарили ему на память красивую деревянную раму ручной работы для картин, которая и ныне в сохранности находится в старом доме Чэн Хуашуня. Во время войны против японских оккупантов и последующей внутренней войны, Чэн Жумянь открыл ассоциацию ушу в провинции Гуанси на юге Китая. В зрелые годы Чэн Жумянь со своей супругой жили в родном городе Шуньдэ, где он обучал своему стилю всех желающих и занимался медициной. Среди его учеников наиболее известны: сыновья Чэн Цзясинь, Чэн Цзяци, Чэн Цзялянь, а также ученики Чжао Цзю и Гань Шаоцэй. Юнчуньцюань являлся самым популярным стилем в районе Шуньдэ, и благодаря этому, большинство его методов и техник были сохранены. Внук Чен Хуашуня Чэнь Цзялянь обучил стилю Юнчунцюань уже своих сыновей Чэн Госян, Чэн Гоцзи, Чэн Гочао, Чэн Голян, а также учеников Лян Цзиян, Чэн Пэя, Чэн Сун, Хуан Жэньчжи, Лян Чжанцяня, Тань Хуаньбяо, Чэн Цзие и других. Они и их ученики основали свое собственное направление Юнчунцюань, названое по имени основателя Чэн Жумяня.
 

Чэн Гоцзи, правнук мастера Чэн Хуашуня, является нынешним основным представителем и носителем традиции боевого искусства Юнчунцюань. С детства он занимался ушу под руководством своего отца Чэн Цзяляня и, благодаря своему врожденному таланту, быстро достиг значительного уровня в семейном боевом искусстве. На сегодняшний день у мастера Чэн Гоцзи есть и ученики из России.